Литературное обозрение «На страницах журнала Татарстан» к 100-летию ТАССР
Рубрика: Деревни «Татарстана»
Фрагмент статьи «Три озера: Осторожно! Тонкий лёд!»
Атаманское. Чистое. Безымянное. Про деревню, в которой целых три озера
Автор: Татьяна Вафина / Фотограф: Александр Гайнутдинов
В Спасском районе есть что посмотреть и есть кому всё это показать. Туристы едут в эти края толпами. И не только к святыням Великого Болгара. Здесь в каждом населённом пункте – свои святыни и свои чудеса. Как, например, в селе Три Озера.
Из всех названий сёл и деревень, которые мы повстречали на своём журналистском пути, это самое понятное. Село расположилось около трёх озёр – Атаманского, Чистого и Безымянного – и многие века этим соседством счастливо. Во-первых, потому что жить в таком живописном месте – это красиво. Во-вторых, здесь знатная рыбалка: особенно вкусные караси ловятся, сазанов вот ещё запустили в прошлом году… В-третьих, все три озера объявлены памятниками природы Республики Татарстан и внесены в кадастр особо охраняемых природных территорий, поэтому с экологией здесь полный порядок.
ЧИСТОЕ
Вокруг озёр вьются туда‑сюда аж 16 улиц и 4 переулка! Двигаясь вдоль да по одной из них, кажется, по Школьной, оказываемся около озера Чистого. Оно в центре села. Чистоту воды оценить нет никакой возможности, озеро замёрзло и покрылось снегом, слившись с прибрежным ландшафтом. Понятно лишь, что оно имеет почти идеальную форму круга. Главное украшение зимнего Чистого – церковь Рождества Пресвятой Богородицы – такая же белоснежная, как озеро.
– Это старинная церковь, – рассказывает Наталья Емелюшина, глава поселения. – Она построена в 1775 году на средства помещика Молоствова.
– Так он же в Долгой Поляне, в Тетюшском уезде, жил?
– Там другой Молоствов, Владимир Германович. А у нас Лев Иванович и все его потомки. Между собой они, кстати, тоже все родственники, друг к другу в гости ездили, собирались на праздники… Их много было – Молоствовых, это старинный дворянский род, – развеивает сомнения Наталья Владимировна и продолжает: – Богослужения в храме проводили до 1932 года. Потом настоятеля храма репрессировали, здание церкви отдали под зернохранилище. Но сейчас церковь действующая, её восстановили, реставрировали на собственные средства сами жители. Сюда приезжает очень много народа, потому что в церкви есть чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, её называют «Чадоподательница». Она бездетным парам всегда помогает. Семьи, которым она помогла, переезжают к нам жить в село насовсем, даже из городов. У нас сейчас 27 многодетных семей!
Конечно же, нам захотелось посмотреть на чудотворную икону. Но не удалось. В связи с сокращениями и уплотнениями местный батюшка разрывается между тремя приходами и как раз находился в другой деревне.
БЕЗЫМЯННОЕ
По дороге к озеру Безымянному узнаём, что оно не всегда без имени было. Раньше его именовали Курышевским. Это название зафиксировано в «Списке населённых мест Казанской губернии» за 1859 год. И только в советские времена оно вдруг по непонятной причине превратилось в Безымянное. Безымянное от Чистого зимой мало чем отличается, такое же белое и круглое, разве только поменьше на 1 га. Да и лёд тут, согласно предупреждающей табличке, тонкий.
– Зато летом здесь очень красиво, – уверяет Наталья Владимировна. – Вокруг Чистого озера ромашки растут, все там фотографируются, а здесь всякие разные другие цветы.
Едем вслед за трактором, расчищающим дорогу от снега, к следующему озеру. Бесконечность улиц впечатляет. Будто нет им ни конца ни края.
– Когда трактор чистит улицы от снега – 40 километров по селу набегает у него, – с гордостью говорит глава поселения.
– И 40 километров обратно! – добавляет её водитель. – Итого 80! Иногда не успевает один – из другого села трактора вызываем. А травы косить здесь летом сколько, представляете?!
Мы представили, впечатлились, ужаснулись и предложили трёхозерцам, чтобы не мучились, коров выпустить пастись в деревню. И животные будут сыты, и на косарях сэкономят.
– Так нельзя! – охладила наш рационализаторский пыл Наталья Владимировна. – Коровы на пастбище должны пастись. В деревне запрещено.
– А раньше паслись и травы не было… – вздыхает о былом водитель.
АТАМАНСКОЕ
Почему Атаманское озеро Атаманским зовётся, из местных не знает никто. Вроде никаких атаманов история села не припомнит. Зато все помнят, что Три Озера – самое древнее село в России, и отсылают нас аж к книге историка-востоковеда А. Ковалевского о путешествии Ибн-Фадлана на Волгу в 921–922 гг. Мол, там все подтверждения и самые первые сведения о Трёх Озёрах. Фотокопия рукописи, найденной в 1923 году в одной из библиотек иранского города Мешхеда, была передана в 1937 году Академии наук СССР, после чего Ковалевский издал книгу. В ней рассказывается о путешествии посольства багдадского халифа в Волжскую Булгарию и подробно описана церемония принятия ислама у трёх озер: «Когда мы прибыли к царю, мы нашли его остановившимся у воды, называемой Хеллече, а это три озера, из которых два больших и одно поменьше. Однако, из всех их нет ни одного, в котором дно было бы достижимо»; «…Приехали исламские священнослужители, привезли денег на постройку мечетей, каждому новому правоверному давали по Корану». И в мае 922 года Волжская Булгария официально провозгласила ислам государственной религией.
Есть и другие мнения на этот счёт: мол, исправленная реконструкция маршрута багдадского посольства показывает, что Ибн-Фадлан на территории современного Татарстана не был, потому что в «Записке» Ибн-Фадлана сказано, что дно всех трёх озёр было недостижимо, а у Атаманского, Чистого и Безымянного совсем небольшая глубина. Но в Трёх Озёрах вышеприведённые мнения совсем непопулярны – мало ли что могло измениться за столько-то лет! Некоторые реки и озёра (как и динозавры) совсем пропали с лица земли, но это не значит, что их не было! И не поспоришь.
В общем, датой основания села Три Озера принято здесь считать 922 год – и точка.
МОЛОСТВОВСКОЕ
Три Озера принадлежало Молоствовым 226 лет. Во ввозной грамоте, выданной в 1691 году дворянину И. И. Молоствову, в отписанных ему землях упоминалось «урочище Три Озера». Он привёз сюда переселенцев из Нижегородской губернии, Свияжского уезда и Казанской губернии. В 1763-м у Молоствовых было 280 душ и три помещичьих дома. Когда‑то главный фасад их усадьбы выходил на Атаманское озеро, к которому вела липовая аллея. Три другие стороны усадьбы окружал «английский парк» – дубы, вязы, липы. Они и сейчас растут, разлапистые и могучие, поэтому некоторые укромные местечки села находятся будто в вековом дремучем лесу.
В 1795 году Три Озера считалось самым крупным поселением Спасского уезда. Когда Порфирий Львович Молоствов умер, поместье досталось его сыновьям. Старший сын, Владимир Порфирьевич, знаменитый наказной атаман Оренбургского казачьего войска, генерал-лейтенант и участник Отечественной войны 1812 года, получил главную усадьбу. Может, в честь этого атамана озеро назвали Атаманским?
Его брат, Орест Порфирьевич, поселился в доме на Чистом озере – его называли «Орестов двор». А Модест Порфирьевич, чья дочь Зинаида когда‑то вскружила голову 23-летнему графу Льву Толстому, стал жить на берегу Безымянного озера, его дом окрестили «Генеральским двором», хотя генеральское звание носил не он, а опять‑таки Владимир. Модест Порфирьевич был предводителем дворянства Спасского уезда.
После революции помещичьи дома использовали то как больницу, то как детский сад, то как конюшню, то как клуб… «Генеральский двор» этой участи избежал, потому что его ещё до этих превращений, в 1906 году, сожгли крестьяне. В общем, усадьба сохранилась только на картине художника Крюкова, который нарисовал её в 1830‑х годах.
Можно углубиться в воспоминания Льва Толстого об уроженке этого местечка Зинаиде Модестовне Молоствовой. Эта муза сумела подарить молодому графу-повесе всего лишь «минуту любви упованья, минуту без мысли дурной, минуту без тени желанья, минуту любви неземной». Но он пронёс это чувство через всю свою жизнь и увековечил в своих произведениях «После бала», «Война и мир», «Святочная ночь», «Воскресение».